Поисковики школьного отряда 'Надежда' помогли в розыске родных лётчика Перевозникова А . проживающих в г. Мичуринске. Спасибо всем. Вечная память герою!
Еще в 2006 г. поисковым отрядом «Стяг» г. Кириши в р-не ручьях Неваж
Кировский район Ленинградской области было обнаружено место падения
советского истребителя Ла-5. При отработке воронки были обнаружены
останки летчика. Личность летчика не установлена, подробности не
известны, возможно, документы истлели. Сегодня этого уже не установить,
т.к. п/о «Стяг» существовал лишь 2 года. Обнаружены обломки двигателя
самолета (головки цилиндров) на которых был продублирован номер мотора
М-82 № 6502135.
В августе 2008 года поисковым отрядом
« Небо Ленинграда » также самостоятельно найдено место падения этого
самолета. При отработке воронки обнаружены частичные останки летчика.
Найден двигатель М-82. Номер не установлен.
В марте 2009 года
поисковым отрядом « Небо Ленинграда » проведены работы по извлечению
мотора самолета, однако извлечь двигатель из воронки не удалось. 2 марта
2009 года на одном из агрегатов мотора обнаружен номер: 658213.
Останки
неизвестного погибшего летчика были похоронены 31 августа 2008 года на
мемориале « Новая Малукса » Кировского района, Ленинградской области в
братской могиле.
В 2020 г. Ильёй Геннадьевичем Прокофьевым –
специалистом Всероссийского информационного поискового центра
установлено: Ла-5 № 37210741 с мотором М-82 № 65021350 из состава 254
ИАП 269 ИАД 14 ВА, не вернулся с боевого задания 23 марта 1943 года
сержант Перевозников Алексей Петрович.
Данный номер очень походил на
номер, обнаруженный на фрагментах двигателя Ла-5 из р-на Неважа, однако
для подтверждения версии, что именно Перевозников А. П. погиб на этом
самолете требовалось, найти полный номер.
Через некоторое время
Халамовым Е. Е., командиром п/о «Небо Ленинграда» г. Кириши на сайте «
Память народа » был обнаружен Журнал боевых действий 254 ИАП, в котором
описаны обстоятельства потери самолета сержанта Перевозникова.
Согласно
журнала боевых действий 254-го ИАП: 23.03.1943 г. 9:00 - 09:58 4 Ла-5
Михайлин, Жиляков, Комиссаров, Перевозников сопровождали Ил-2 в район
Вороново. Задание выполнено. Встреча с противником была. После
выполнения задания на обратном маршруте в районе отметки 55,4 Сараи на
высоте 2000-2500 метров заметил штопорящий Ла-5 и выходящий из атаки
самолет противника. Тип не установлен. Не вернулся с задания сержант
Перевозников. Предположительно подбит. В районе Вороново интенсивно
обстреляны ОЗА. Капитан Михайлин вернулся (09:10) – отказало давление
шасси. Из телеграммы ХРОМ: в период 9:30 – 09:45 сбит один Ме-109,
который упал восточнее 12-15 км. озера Каменное. Предположительно Ме-109
сбит не вернувшимся с задания сержантом Перевозниковым.
Таким
образом, место пропажи сержанта Перевозникова точно сходилось с местом
обнаружения неизвестного Ла-5. В данном случае уже 99% было за, то, что
похороненный в Малуксе в августе 2008 г. неизвестный летчик – сержант
Перевозников.
1-2 мая 2022 г. на место падения с твердым намерением
уточнить номер двигателя самолета, выдвинулись поисковики отрядов:
«Мужество, Героизм и Воля» г. Новосибирск, «Небо Ленинграда» г. Кириши,
«Волховский фронт» г. Кириши.
Работа предстояла не из легких. До
места падения самолета 7,5 км. пешком от д. Гороховец, Киришского района
по лесной дороге в сторону станции Погостье Кировского района, а потом
столько же обратно. Плюс надо было нести материалы – помпы, лебедки,
бензин и т.д. Здесь помог Е. Куприянов из «Волховского фронта». Он на
собственном каракате, завез все необходимое оборудование, остальные шли
налегке.
Два дня шла отработка воронки, грунт оползал, обваливался,
приходилось выкидывать все новые и новые кубометры «чачи», но к вечеру
второго дня все же удалось обкопать двигатель и попытаться извлечь его
лебедкой. Однако, это не удалось. Двигатель от сильного удара, буквально
впечатался в грунт. После неудачи решили внимательно осмотреть
двигатель в яме. И вот! На головке находим номер: 65021350! Точно такой
же номер видим на двух поршнях, после зачистки их электрической
корщеткой. ДА! Это Перевозников! Теперь уже 100 % Сил, на продолжение
работы уже не было… Уставшие, но довольные результатом, вечером 2 мая мы
выходили в деревню уже в полной темноте.
Двигатель оставили на
лебедке. В ближайшее время мы к нему вернемся, и он пополнит собой
экспозицию Киришского историко-краеведческого музея.
Изучив
документы на сайте ОБД-мемориал, мы узнали, что: Алексей Петрович
Перевозников 1923 г.р. Уроженец Тамбовской области, Хоботовского района,
с. Жидиловка. Был призван Чугуевским РВК. А семья летчика проживала в
г. Мичуринск, той же области.
3 мая обратились к председателю
регионального Совета ООД «Поисковое движение России» в Тамбовской
области Елене Геннадьевне Валатиной, с просьбой о розыске родственников.
А уже на следующий день Елена Геннадьевна позвонила и радостно
сообщила, что родственники найдены! Летчика ждали и искали. Память о нем
сохранилась в семье. Он не был женат, детей не имел, но потомки его
братьев и сестер сохранили память о нем.
И вот - 8 мая племянница
летчика приехала в Новую Малуксу поклониться памяти своего дяди,
навсегда оставшегося двадцатилетним. Она привезла фотографии: довоенную в
гражданской одежде, фото курсанта Перевозникова из Чугуевской ВАШ,
датированное 21 ноября 1941 г. с собственноручным автографом летчика, а
также групповое фото, датированное 20 февраля 1942 г.
Так, сержант
Перевозников вернулся из боевого вылета спустя 79 лет. В ближайшее время
имя Перевозникова Алексея Петровича будет увековечено на отдельной
плите на воинском мемориале «Новая Малукса». Вечная Память Герою!
Комментариев нет:
Отправить комментарий